Ровно полгода назад прошло с момента трагедии в Одессе, когда в Доме профсоюзов погибли 38 человек. В эти выходные на Куликовом поле прошел траурный митинг в память о погибших. На площадь пришло около двух сотен человек. Священники провели молебен, после чего в небо выпустили черные шары и голубей.

 Будут судить 24 человека

Расследование одесской трагедии длилось несколько месяцев, и лишь в начале октября дела по столкновениям на Греческой площади и Куликовом поле были переданы в Приморский районный суд. Первоначально власти обещали обнародовать фамилии непосредственных организаторов беспорядков, в планировании которых предполагалось участие даже известных политиков. Однако общественность о них так и не узнала. Известно лишь, что на скамью подсудимых сядут 24 человека, причем сторонников Антимайдана будут судить отдельно от их противников.
По версии следствия, один из активистов Куливого поля и лидер «Одесской дружины» Сергей Долженков считается пока чуть ли не единственным организатором беспорядков. Вместе с тем за решетку может отправиться и участник «Евромайдана» Сергей Ходияк, которого подозревают в нанесении смертельного ранения из охотничьего ружья одному из активистов Куликового поля. Долженков находится в СИЗО, Ходияк – пока на свободе. Милиция также объявила в розыск еще девять человек, в том числе лидеров Антимайдана, однако те скрылись в России. Среди разыскиваемых оказался и бывший замначальника областной милиции Дмитрий Фучеджи, который руководил правоохранителями на Греческой площади, где случились первые жертвы. Недавно он дал интервью российским телеканалам, заявив, что беспорядки были спланированы тогдашним секретарем СНБО Андреем Парубием, приезжавшим незадолго до трагедии, а также уже экс-губернатором региона Владимиром Немировским, который завез на блокпосты вокруг Одессы участников «Самообороны Майдана» из Киева.
– Они могли на любом этапе остановить потасовку, они управляли этими людьми, – утверждает Фучеджи. – Милиция же была полностью деморализована, а виной тому – события Майдана.
Правоохранитель подчеркнул, что произошедшее было спланированной провокацией, результат которой оказался неожиданным даже для ее организаторов. Экс-милиционер считает, что точка в расследовании одесской трагедии не будет поставлена никогда. Он заверил, что готов повторить свои показания в любом суде, однако в Украину возвращаться не собирается. Вместе с тем у следствия доказательств  причастности политиков к событиям 2 мая нет.

 Стороны не лезли на рожон

Помимо следственной комиссии МВД и Генпрокуратуры политики и общественники организовали еще три группы, которые должны были вести параллельное расследование – парламентскую, при областном совете депутатов, а также общественную, где объединились активисты и журналисты. Наибольшего успеха добилась последняя. Общественники опросили почти сотню участников событий, многие из которых боятся давать показания милиции, а некоторые даже скрываются от следствия. По словам члена комиссии Сергея Диброва, они не пользуются материалами официального следствия, по сути, осуществляя свою собственную проверку. В частности, активисты развенчали миф о том, что милиционеры на Греческой площади действовали заодно с активистами Антимайдана. Сначала такое предположение вызвали ленты из красного скотча. Впоследствии оказалось, что активисты пришли со страйкбольной игры, где красным цветом отмечали свою команду, а правоохранители подобрали остатки скотча, чтобы закрепить спадающие щитки на руках и ногах. А недавно комиссия выяснили, что между милицией и лидерами Евромайдана и Антимайдана существовал договор о «бескровном сносе» палаточного городка на Куликовом поле.
– До майских событий обе противоборствующие стороны не стремились вступать в драки, все спорные моменты решилась на совместных встречах, даже митинги проходили по разным улицам, – разъясняет Сергей Дибров. – Подобным образом хотели поступить и со сносом палаточного городка, который к тому времени утратил свою организующую роль из-за нехватки финансирования и имел скорее символическое значение для Антимайдана.
С другой стороны, губернатор Владимир Немировский планировал очистить площадь для парада по случаю 9 мая. В этом его поддерживали сторонники Евромайдана. По версии членов комиссии, операцию по сносу вызвался организовать сам Дмитрий Фучеджи, у которого имелся опыт ликвидации палаточных городков.

Произошедшее было спланированной провокацией, результат которой оказался неожиданным даже для ее организаторов.

– Во время силовых акций палатки уничтожались руками «неизвестных оппонентов», милиция лишь «следила за порядком», пресекая попытки сопротивления, – добавляет Дибров. – По подобному сценарию руками футбольных фанов после матча и хотели снести лагерь на Куликовом поле.
Для упрощения задачи решили удалить с площади наиболее боеспособную часть активистов -  «Одесскую дружину». Именно поэтому руководители этой организации стоявшей получили новую территорию под лагерь на 411-й батарее. Остальные активисты покинуть поле отказались. 2 мая они отправились в центр города, чтобы воспрепятствовать шествию фанатов...
Уже во время беспорядков милиция располагала силами, чтобы локализовать столкновения, но не сделала этого. Как говорит эксперт группы – бывший подполковник милиции Владислав Сердюк, для этого у правоохранителей был оперативный план «Волна». Якобы тогдашний глава областной милиции Петр Луцюк подписал документ к выполнению, но бумагу не зарегистрировали в оперативном журнале, и распоряжение о стягивании резервов никто не отдал.
– Действовать по плану должны были начать в 16.00, а первый погибший появился спустя пятнадцать минут после этого, – уточняет Сердюк.  
По мнению членов общественной комиссии, план могли бойкотировать некоторые руководители милицейских подразделений, у которых были свои интересы.

 «Эффект камина»

Точные причины смерти людей в Доме профсоюзов на Куликовом поле до сих пор неизвестны.
– Совместно с МЧС мы проанализировали многие факторы: изменение ветра, температуру нагрева воздуха на каждом этаже. Выяснили, что сработал «эффект камина», – говорит Сергей Дибров. – У главного входа загорелись баррикады, затем центральная лестница и резко пошло сильное задымление. Бежать на крышу люди не могли, поскольку горела лестница. Однако я не думаю, что людей сознательно заманили в капкан, эти факторы сложно было учесть.
Кто первым поджег здание также неизвестно. По версии правоохранителей, причиной пожара могли стать коктейли Молотова, брошенные с верхних этажей здания на штурмующих. Впрочем, на видеозаписях видно, как сторонники Евромайдана также закидывали главный вход огненными смесями. При этом одной из главных причин большого числа жертв общественники считают действия пожарных, которые в течение почти 40 минут после первого сообщения о возгорании, не приезжали на  вызов.
Комиссия 2 мая продолжит работать и дальше. Цель активистов - привлечь к ответственности тогдашнее руководство милиции и ГСЧС.



3 слуха о пожаре в Доме профсоюзов

1) В день трагедии появилась информация о том, что в огне погибли граждане России и ПМР, а большая часть людей отравилась неизвестным газом. Говорили, что здесь даже применили белый фосфор. Однако судмедэкспертиза установила имена всех погибших, кроме одного человека – все оказались уроженцами Одесской области. Кроме того, медики определили, что никаких отравляющих веществ не применяли.
– Об этом также свидетельствует отсутствие пострадавших сотрудников ГСЧС и тех, кто был снаружи, а также то, что судмедэксперты и милиционеры при осмотре места трагедии не пользовались средствами защиты, – говорит эксперт-токсиколог Владимир Саркисян.

2) На следующий день после ЧП в соцсетях стали муссироваться слухи о том, что погибших было намного больше официальных цифр. Мол, их число доходит до 200! Большую часть тел якобы перенесли в подвал здания, так как морги были заполнены. Истерические сообщения о том, что людей застрелили и зарубили топорами, а их останки будут вывозить активисты «Правого сектора» разлетелась мигом по Интернету. Однако ни журналисты, ни активисты никаких трупов в подвалах не нашли, а официальное число погибших в Доме профсоюзов составило 38 человек.

3) Через несколько дней после трагедии в Интернете появилась фотография трупа женщины, лежавшей на столе. Тут же заявили: она была беременной, ведь у нее круглый живот. А задушили ее проводом от лампы. Начальник областного бюро судмедэкспертизы Григорий Кривда опроверг эти слухи, заявив, что  видимо кто-то  специально развернул тело погибшей 54-й летней Ирины Яковенко, чтобы был виден выступающий живот — явление сугубо возрастное.
– Среди семи погибших женщин нет ни одной, находившейся в положении, а также нет задушенных, – добавил он.

 После смерти отца в семье родился сын

В семье погибшего во время пожара в Доме профсоюзов 29-летнего Сергея Мишина недавно родился сын. Мальчика назвали Глебом, потому что так хотел его отец.
– Он очень ждал рождения малыша, тем более мы уже понимали, что будет сын. Несмотря на сильный стресс супруги Марины, ребенок родился крепким и здоровым. Очень похож на отца, – говорит бабушка Надежда Филипповна.
В семье Мишиных это уже второй ребенок за пять лет брака. Первой родилась Маргарита, сейчас ей три года. Сергей Мишин много работал, чтобы прокормить беременную жену и ребенка, иногда брал дополнительные смены. При этом он никогда особо политикой не интересовался и попал в Дом профсоюзов случайно. Надежда Филипповна говорит, в день трагедии мужчина отдыхал со своей семьей, когда его вместе с двумя коллегами срочно вызвали на Куликовое поле. Охранники должны были помогать милиции успокаивать людей.
– Нам потом рассказали, что Сергей хотел уже уходить, когда депутат облсовета Маркин попросил их остаться, чтобы обеспечить безопасность стариков и женщин, находящихся на Куликовом поле, – добавляет она. – Ребята посовещались и решили помочь, но мы об этом даже не знали, Сережа не брал телефон…

Сергей погиб в Доме профсоюзов

Потом Сергей оказался внутри горящего здания... В пожаре также погиб его близкий друг и коллега Евгений Митчик, который был крестным Маргариты и свидетелем на свадьбе. Родственники ходят на могилу Мишина каждую субботу, часто берут с собой дочку. Девочке сказали, что папу забрал к себе Боженька и так происходит со всеми хорошими людьми.

Автор Павел Давидов