5 ноября исполнилось 80 лет культовому режиссеру с одесской пропиской
Именитую одесситку, пожалуй, можно назвать самой загадочной личностью современного кинематографа. Она редко появляется на публике, но если уж выберется в люди, то не остается незамеченной. Кира Георгиевна, несмотря на солидный возраст, по-прежнему прекрасно выглядит, а ощущает себя максимум на 35. О Муратовой много пишут и еще больше придумывают. Ведь ее имя окутано таинственным ореолом и невольно обрастает легендами.
– Еще когда я училась в школе и участвовала в самодеятельности, мне нравилось ощущение инкогнито, – призналась одесситка. – Так, будто я стою в центре, но никто меня не видит, и дергаю за ниточки, словно какой-нибудь демиург.
Друзья режиссера говорят, что маэстро категорически против пышных празднеств. Но пропускать знаменательную дату великого режиссера они не собираются и обещают: Муратова не останется без внимания. Даже если ради этого придется пойти на хитрость и буквально «заманить» именинницу на торжество. Почитатели искусства хотят устроить вечер сюрпризов для Муратовой и готовят ретроспективную подборку ее фильмов.
– Кира Георгиевна уже предупредила, мол, если мы устроим сабантуй, то она соберет чемодан и уедет вместе с мужем подальше от города, – говорит глава правления одесского отделения Союза кинематографистов Ярослав Лупий. – Но мы надеемся ее переубедить, ведь негоже прятаться легенде от народа.
«Я, как кошка: больше молчу»
Коллеги называют Муратову очень скромным и интеллигентным человеком. На творческих встречах она подходит к ведущим и просит представлять ее без излишнего пафоса.
– Кира Муратова – это целая планета, которая упрямится своей славе, – говорит близкий друг режиссера Ян Юсим. – Когда я начинаю перечислять ее регалии, она страшно обижается. Кстати, она чуть ли не единственная из моих знакомых режиссеров, которая любит смотреть чужие фильмы.
Великую одесситку не назовешь общительной, а многие считают ее странной. Ни она, ни ее муж – художник Евгений Голубенко не афишируют событий из личной жизни, а семейные тайны хранят под замком.
– Я, как наша кошка Саша - больше молчу, – признается режиссер.
Тем не менее, на режиссера не обижаются за скрытность. А многие даже пытаются перенять у нее сдержанность и лаконичность.
– Этот своеобразный человек никогда не следует стадному инстинкту, в этом ее особенность, – отмечает товарищ Муратовой, член-корреспондент академии искусств Украины Вилен Новак. – Она говорит мало, но точно, зато от нее исходит такое мощное энергетическое поле. Я бы очень хотел научиться у нее этому внутреннему аскетизму.
Спасла собак на киностудии
Настойчивость Муратовой и преданность делу заслуживает уважения. Свою первую ленту Кира Георгиевна сняла еще в 1961 году, но зрители познакомились с ее творчеством лишь в конце 80-х. Ранние фильмы не пропустила цензура, а после запрета ее «Долгих проводов» последовало вынужденное бездействие, которое продлилось семь лет. Ее золотой век наступил только после распада СССР.
– Когда Кире Георгиевне запретили снимать на одесской киностудии, она заявила: мол, не уйду со студии, и все! – говорит Ярослав Лупий. – Фильмы выходили под чужой фамилией в титрах, а она числилась чуть ли не в уборщицах, но втихаря размышляла над очередной картиной.
Коллеги говорят: Муратова умудряется создавать кино на вечные темы непохожими на фильмы других. Ее киношедевры заставляют думать, пробиваются к сердцу и расширяют границы сознания.
– Даже во время прессинга мы несли в массы ее киноленты, – вспоминает Ян Юсим. – Лично я создавал киноклубы, а на закрытых показах продвигал кинематограф ранней Муратовой. Интерес к ее режиссерской работе был колоссальным, а позже за запрещенный у нас «Астенический синдром» она единственная из наших режиссеров получила награду Берлинского кинофестиваля.
Те, кто видел Киру Муратову в работе, знают: на площадке она очень требовательна. Постановщик разбирает с актером каждую запятую, каждый жест. При этом режиссер предпочитает работать с новичками.
Когда Муратова в процессе съемок, она не замечает ничего вокруг: как ребенок, который заполучил желанную игрушку. Как-то великий режиссер, шутя, сравнила себя с некрофилом: мол, вокруг живые люди, а она уже думает о том, как бы поскорее загнать их в пленку.
– Больше всего мне нравится снимать кино, пожалуй, это все, что мне по-настоящему нравится, – призналась Кира Георгиевна.
В то же время великая женщина немного сентиментальна: обожает животных, снимает ролики про бездомных котов и любит печь пироги.
– Десять лет назад на киностудию приехала экологическая инспекция, чиновники надумали травить собак, которые обитают во дворе, – вспоминает Ярослав Лупий. – Тогда Кира встала грудью в защиту животных и писала обращения в Госкино. Благодаря ей собак удалось спасти, она и сейчас помнит про питомцев и часто приносит им лакомства.
В День города на Ланжероновской открыли «Аллею звезд», где есть имя Киры Муратовой.
Автор Олеся Мамиенко