19 февраля исполнился ровно год с того дня, когда у здания Одесской облгосадминистрации с жесткостью были избиты журналисты и активисты «Евромайдана». Корреспондент ИА «Одесса-медиа» узнал, на какой стадии сегодня находится расследование странных и жестоких событий, произошедших в этот день.
Напомним, 19 февраля 2014 года около 50 активистов одесского «Евромайдана» намеревались провести акцию «Хватит стрелять». Целью собравшихся было потребовать от властей перестать применять огнестрельной оружие, отвести силовиков из центра Киева и объявить внеочередные выборы. Помимо этого, участники акции протеста скандировали за отставку тогдашнего губернатора Одесской области Николай Скорика.
Кроме «евромайдановцев» на площадь перед ОГА пришло около 20-и участников общественной организации «Молодежное единство» во главе с лидером движения Антоном Давидченко. Они потребовали от сторонников евроинтеграции разойтись и в течение суток прекратить собрания возле памятника Дюку. Однако после незначительной потасовки между активистами «Молодежного единства» и лидером «Демократического альянса» Алексеем Черным, представителии движения покинули территорию, прелегающую к ОГА.
Отметим, что к митингующим также выходил Николай Скорик, который, видимо, хотел наладить диалог с общественниками. Однако его попытки остались без внимания - никто его не слушал.
После этого к облгосадминистрации подъехало несколько микроавтобусов, из которых вышло не менее 300 молодых людей в черных спортивных куртках и в одинаковой амуниции: на лицах – маски, на головах – мотоциклетные шлемы, в руках – биты. На одежде – повязки с надписью «Стоп Майдан», а у некоторых – георгиевские ленточки. Далее неизвестные встали по периметру парковой зоны, взяв в кольцо собравшихся.
В течение 15 минут неизвестные с битами инициировали несколько драк. В ходе столкновений пострадали как общественники, так и журналисты. Особенно не повезло корреспондентам «Первого городского телеканала». По заверениям нашего фотокорреспондента Максимаа Войтенко, который был участником событий, кто-то из молодчиков призвал бить по красным курткам, в которых и были журналисты «Первого городского»
По окончании потасовки нападавшие построились в группы по несколько человек, организованно сели в микроавтобусы и уехали. Отметим, что на площади было не менее 8 микроавтобусов – в частности, маршрутных такси № 168.
Большинство участников событий замечают: милиция во время избиения людей бездействовала.
Милиция опознала трех участников избиения
Позже были проверены санатории города и пансионат, где приблизительно месяц проживали около 150 человек, возможно, напавших на людей у ОГА.
Несколько дней назад пресс-секретарь облУВД Алла Марченко сообщила, что милиции удалось опознать трех участников избиения журналистов и общественников. Это произошло после того, как 13 февраля на сайте МВД был размещен видеоролик с просьбой к населению предоставить имеющиеся материалы и свидетельства по данному инциденту.
Также сотрудница облУВД подчеркнула, что в настоящее время выясняется местонахождение этих людей, а расследование дела продолжается по нескольким статьям Уголовного кодекса Украины – «препятствование журналистской деятельности», «хулиганство» и «злоупотребление властью».
Прошел год: имена заказчиков до сих пор не известны
По мнению координатора общественной инициативы «Группа 19 февраля» Лидии Ковальчук, квалифицировать нападение на журналистов и активистов, как «хулиганство» не достаточно.
«В письме, которое мы подали и руководству МВД, и руководству прокуратуры, сделано предложение квалифицировать эти события по статье 25 Уголовного кодекса Украины. Нам кажется важным обозначить, что все это произошло при помощи организованной группы по заранее осуществленному сговору. Ведь такое действие как хулиганство носит более спонтанный характер», - пояснила Лидия Ковальчук.
Также она напомнила, что до сих пор неизвестны имена организаторов и заказчиков «данной акции».
«Кто их собрал? Кто их обеспечил формой, дубинками, местом проживания и денежными средствами? Кто инициировал произошедшее? Сегодня на эти вопросы нет ответов», - заключила общественница.
По ее данным, в июне прошлого года дело в отношении действий милиции было прекращено за отсутствием состава преступления.
«Нас интересуют не столько действия исполнителей со стороны милиции, а те, кто давал им распоряжения» , - подчеркнула Лидия Ковальчук.
Также она сказала, что существует вероятность, что будет создан новый состав межведомственной рабочей группы, в которую войдут как сотрудники МВД, так и прокуратуры. Однако стоит признать: расследование за год особо не продвинулось
Пострадавшим 19 февраля одесские власти предложили «откупные»?
И общественники, и непосредственные участники событий уверены в том, что «титушкам» был дан приказ запугать митингующих и журналистов.
«Та когорта, которая набросилась на людей с дубинками и прутами, могла вызвать более страшные последствия... Ясно, что им дали задание не искалечить, а запугать», - считает Лидия Ковальчкук. Она уверена, что это была акция «запугивания и оскорбления гражданского общества».
В свою очередь председатель общественной организации «Рада громадської безпеки», один из активистов одесского «Евромайдана» и участник событий Марк Гордиенко назвал 19 февраля «знаковым днем для Одессы».
«Именно 19 числа город увидел тупое и звериное лицо старой власти и русского мира. Тупые гоблины под руководством Скорика, областного прокурора, главного мента, смотрящего от братьев Аврамовых Орлова были брошены на беззащитных людей», - написал он на своей странице в «Facebook».
Примечательно, что его мнение совпадает с точкой зрения Лидии Ковальчук: молодчики напали на людей с целью запугивания.
«Именно после этого дня, по моим ощущениям, произошел перелом общественного сознания в городе», - уверен Марк Гордиенко.
Кроме этого, активист пообещал, что он и сотрудники его организации будут требовать отчета у прокуратуры по результатам расследования 19 февраля.
Фоторепортер Максим Войтенко также отметил, что молодчики пытались лишь запугать активистов и журналистов. Тем не менее в ходе столкновений его фотокамера чудом не пострадала, что не скажешь о ее владельце: удары пришлись по его ногам и шее.
«Меня били и по спине, но ее от ударов "защитил" рюкзак. Я не писал заявление о полученных травмах. Мне показалось это бессмысленным. Хотя мне звонила медиаэксперт Зоя Казанжи, которая предлагала написать заявление в милицию. Мне звонил и человек, который представился заместителем Скорика. Он предложил мне откупные в качестве "компенсации". От этих денег я отказался, сказал, что они мне не нужны», - рассказал Максим Войтенко.
К слову, он скептически относится к действиям общественности, которая пытается добиться каких-то результатов от правоохранительных органов по делу о 19 февраля.
«Это был ужасный день. Но после того и снайперы валили народ на Майдане, и одесситов сжигали, и война гражданская полыхает, и Крыма нет. И журналистов также бьют. Вон, Доценко побили. 19 февраля прошлого года я был возмущен, сейчас как-то – мелочь», - заметил фотограф.
Он подчеркнул, что 19 февраля стало для него своеобразной точкой отсчета начала войны в Украине: именно после этой даты последовали события, очевидцами которых он стал.
«Я был 2 мая возле Дома профсоюзов, был под обстрелом в АТО», - пояснил корреспондент.
Однако некоторые эксперты предполагают, что избиения журналистов и общественников, произошедшие возле ОГА, не являются событием, которое стоит в стороне от остальных беспорядков в городе и военных событий на востоке страны. По их мнению, что все это – звенья одной цепи.
Заказчики – «социально-опасные люди»
По убеждению Лидии Ковальчук, в затягивании дела виноваты не только сотрудники милиции и прокуратуры, но и сами одесситы, которые не хотят более активно участвовать в опознании людей, зафиксированных на фото- и видеоматериалах, которыми владеют правоохранительные органы.
«Первые результаты обращения уже есть и сейчас они находятся в работе, но пока их очень мало. Это говорит о нашем отношении: все мы любим говорить о том, что правоохранительные органы не выполняют своих функций, но сами готовы ли мы принять участие в содействии расследования?» - говорит общественница.
Тем не менее член общественной инициативы «Группа 19 февраля» Михаил Голубев очень сомневается в том, что дело сдвинется с мертвой точки без участия «политической воли Киева». Кроме этого, общественник предположил, что заказчиками избиений являются политики – скорее всего, одесские лидеры «Партии Регионов» или их «сателлиты».
«Безусловно эти люди обладают большим влиянием. И здесь, в Одессе, мы никогда не узнаем имена организаторов. Все сроки вышли. Ясно, что в нашем городе регионалы задушат это дело», - убежден Михаил Голубев.
Поэтому, подчеркнул он, если группа не дождется результатов расследования в самое ближайшее время, ее участники будут действовать уже в Киеве.
Голубев считает, что так просто оставлять это дело нельзя. По его мнению, полагать, что это мелочи по сравнению с происходящим в стране военными действиями – ошибка. Ведь заказчики событий 19 февраля - «это социально опасные люди».
«Тогда титушки пришли с дубинками, а в следующий раз, кто знает, может они придут с автоматами. Это громадная социальная опасность для всей страны, которую необходимо предотвратить», - заключил он.
Автор: Ольга Гуцу
Источник: ИА «Одесса-медиа»