На фасаде киностудии в Одессе - мемориальные доски в честь тех, кто именно здесь стал легендарным, - режиссеров Александра Довженко и Ивана Кавалеридзе. КИНОСТУДИЯ Мемориальная доска, посвященная А. Довженко, на фасаде киностудии. Более 700 фильмов - прокатных и телевизионных, игровых и документальных, фестивальные призы и овации публики на разных континентах, значительная обойма легендарных имен корифеев отечественного и мирового искусства - такая «визитная карточка» Одесской киностудии художественных фильмов, отмечает столетний юбилей. Рожденное дважды О том, что мировой кинематограф ведет свое начало с 28 декабря 1895 и родителями его были братья Огюст и Луи Люмьер, которые зафиксировали этот факт на парижском бульваре Капуцинов, знают все. Но более чем за два года до этого, в ноябре 1893-го, «движущиеся картинки» показывал публике в Одессе механик местного университета Иосиф Тимченко! А пальму первенства французы получили только благодаря тому, что их предшественник-одессит вовремя не позаботился о лицензировании своего изобретения. И получается, что де-факто в девяти музы две даты рождения и две прописки. Так почему тогда Одесская киностудия берет свое начало не в 1893 году, и даже не с 1907-го, когда здесь уже полным ходом работали частные киноателье, в том числе и на Французском бульваре, по нынешнему адресу нашей «фабрики грез»? А все очень просто. Как было принято в советские времена, официальные даты непременно должны соответствовать каким-то важным решениям правительства. Вот поэтому за официальную дату рождения киностудии приняли ... циркуляр Одесского губисполкома от 23 мая 1919 г. о национализации в городе всей кинофотоапаратуры. Национализация эта проводилась в интересах большевистских войск, а полученные у населения киноаппараты и фотокамеры поступали в «Киносекции политотдела 41-й дивизии Красной Армии» (собственно, таким и было первое название легендарной киностудии). А создавали в «политотделовской» киносекции, конечно же, довольно далекие от шедевров ... медико-профилактические ленты - о борьбе с паразитами в условиях окопов, о профилактике венерических заболеваний ... Но и игровые фильмы «Пауки и мухи» «Красная звезда», «Красные по белым» «Четыре месяца у Деникина» датированы тем самым 1919 годом. А уже в 1920-е юное кино проявило характер. Среди его «гувернеров» были знаменитые Владимир Гардин и Петр Чардынин, Лесь Курбас и Иван Кавалеридзе. Сценарии для одесских фильмов писали Юрий Яновский и Исаак Бабель, а на экране появлялись актеры, чьи имена и поныне остаются гордостью национальной культуры, - Юрий Шумский, Амвросий Бучма, Наталья Ужвий, позже - Полина Нятко, Марьян Крушельницкий ... В 1926 году Одесская кинофабрика ВУФКУ (Всеукраинское  фотокиноуправление) дала старт Александру Довженко. Он дебютировал здесь со сценарием фильма «Вася-реформатор» и режиссурой (вместе со сценарием) кинокартины «Ягодка любви». А дальше создал свои знаменитые картины «Сумка дипкурьера», «Звенигора» и «Арсенал». Позже Одесскую киностудию критики справедливо назовут кузницей дебютов. Закономерно? Вот лишь некоторые красноречивые факты. Классик мирового кино Кира Муратова и феноменально пронзительный в каждой своей работе Петр Тодоровский, Марлен Хуциев и блестяще эксцентричный Георгий Юнгвальд-Хилькевич, нынешний корифей европейского экрана Игорь Минаев и настоящий комедиограф Александр Павловский ... - такой далеко не полный список только режиссеров, проснулись знаменитыми после своего дебюта на берегу Черного моря. А что и говорить об актерах ... Владимир Высоцкий и Евгений Евстигнеев, Василий Шукшин и Нина Русланова, Олег Даль и Лариса Удовиченко ... Одни сыграли здесь первую в жизни роль в кино, другие - именно здесь получали всенародную славу. Любили студию Богдан Ступка и Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук и Борислав Брондуков, Константин Степанков и Николай Гринько ... Драгоценные цвета времени Если 1920-1930 годы оказались для ВУФКУ, «Украинфильма» (название студии с 1930 г.) и Одесской студии художественных фильмов (с 1938-го) золотым веком, то период с середины 1950-х и до конца 1980-х ( особенно при директорах Александре Горянском и Геннадии Збандуте) можно называть бриллиантовыми. С началом немецкой оккупации, в 1941-м, многие кинематографисты ушли на фронт, и не все вернулись ... Студию эвакуировали в Среднюю Азию, и там без одесситов не обошлось при создании таких бестселлеров экрана, как «Два бойца», «Насреддин в Бухаре», «Жила девочка». А первое послеокупационное десятилетия прошло на Французском бульваре, к сожалению, под чужими флагами: киностудия значилась производственно-технической базой «Мосфильма». И только в 1954 году одесские кинематографисты смогли продолжить работу под собственной маркой. А в 1955-м свежим ветром перемен принесло блестящий дебют Марлена Хуциева и Феликса Миронер - «Весна на Заречной улице»! ВЕСНА Кадр из фильма «Весна на Заречной улице». Простая история любви сталевара и учительницы оказалась на экране настолько близкой всем и каждому, что фильмов Одесской киностудии с нетерпением стали ждать все территории от Ужгорода до Сахалина. И Одесса не подкачала. На стыке 1950-1960-х режиссер Марлен Хуциев и оператор Петр Тодоровский выпускают картину «Два Федора», которая в главной роли открывает миру  Василия Шукшина. Поэт-фронтовик Григорий Поженян и режиссер Евгений Ташков создают «Жажду» с Вячеславом Тихоновым и шлягерной песней «Два берега». А вскоре тот же Ташков снимает знаменитый фильм «Приходите завтра». Отар Коберидзе ставит космическую одиссею «Мечте навстречу». Исидор Анненский пронизывает зрительские сердца своим «Первым троллейбусом», с совсем еще юным Олегом Далем. За фильм «Верность» по сценарию Булата Окуджавы режиссер Петр Тодоровский становится лауреатом Венецианского международного кинофестиваля. Спустя годы его «Военно-полевой роман» займет второе место в номинации на премию «Оскар». А пока в Одессе успевает засветиться в титрах имя Киры Муратовой, будущего классика отечественного и мирового кино. Дальше - премьера фильма «Вертикаль» с Владимиром Высоцким. И с этого момента лучшие работы Высоцкого в кино связаны с Одессой: «Опасные гастроли» Юнгвальд-Хилькевича, «Короткие встречи» Муратовой и говорухинский шедевр «Место встречи изменить нельзя». А «Товарищ песня» - с Савелием Крамаровым? А «Зеленый фургон» - с Юрием Тимошенко (Тарапунька)! Неудивительно, что именно Одесскую киностудию выбирают в качестве базовой для создания советских телефильмов. И уже телеэкраны приковывают к себе миллионы глаз - «Д'Артаньян и три мушкетера», «Цыган», «Приключения Электроника», «Приморский бульвар», «Фотографии на стене», «Секретный фарватер» ... Фильмы с «Бригантинкою» в титрах и стаканами (автор этого логотипа - старейший кинооператор комбинированных съемок Одесской киностудии Всеволод Шлемов) практически гарантируют зрителям искреннее восхищение, прокатчикам - рекордный кассовый сбор, а телевизионщикам - самый высокий рейтинг канала. Крылья славы На фасаде Одесской киностудии мемориальные доски в честь тех, кто именно здесь стал легендарным, - режиссеров Александра Довженко и Ивана Кавалеридзе, актеров Василия Шукшина и Владимира Высоцкого, директора студии Геннадия Збандуты и лауреата Каннского кинофестиваля сценариста Григория Колтунова. Во дворе студии - памятник великому артисту Амбросио Бучме, а снаружи, у входа - Владимиру Высоцкому. Зрители обычно знают в лицо артистов. Киноманы назовут вам фамилии режиссеров. А в среде профессионалов кино знают, помнят и уважают операторов и художников, директоров картин и других режиссеров, звукооператоров и ассистентов ... Легендарным стало для кинематографистов имя художника-гримера Владимира Талала, лучшего в нашем кино мастера сложного грима. Прервав работу на студии в сороковые и уйдя на фронт, он и там работал по специальности - гримировал разведчиков. За что и получал военные ордена. После чего вернулся на киностудию. Героем Советского Союза стал на фронте будущий директор объединения научно-популярных фильмов Михаил Бараболька. Внук одного из основателей киностудии в 1920-е годы и сын директора группы «Два Федора», который восстанавливал студию после войны, Анатолий Фрадис, голливудский продюсер, организатор и президент Первого фестиваля украинского кино в Голливуде. Одессит Борис Савченко - мэтр киностудии им. Довженко и многолетний лидер Союза кинематографистов Украины. А нынешний глава НСКУ и генеральный директор Национальной киностудии им. Довженко Олесь Янчук, еще будучи выпускником киноинститута, именно в Одессе получал свой «профессиональный крещения». Директором творческого объединения у известного Романа Балаяна успешно работает ветеран Одесской киностудии Анатолий Винярский. Лучшие свои фильмы под одесской эмблемой ставили поляк, а потом американец Юлиуш Махульски и колумбиец Эктор Сьерра Рамирес, Юрий Белянский (Канада) и его американский коллега Юрий Лонков, руководитель Малого театра Юрий Соломин и профессор Школы-студии МХАТа Всеволод Шиловский ... Славу и популярность одесского кино обеспечили успех и настоящий фурор международным фестивалям «Золотой Дюк» в 1988 и 1990 с участием Марчелло Мастроянни, Ранджит и Чакраборти, Макса Тессье и Альберто Сорди ... Процессы «приватизации» и «акционирование» киностудии в начале нынешнего века оказались, к сожалению, не такими уж прозрачными и честными ... Остается только надеяться, что последнее слово здесь еще не сказано и точка не поставлена. Но и по сей день не сходят с телеэкранов фильмы, созданные Ярославом Лупием, Виленом Новаком, Александром Полынников, а также Кирой Муратовой и Вадимом Костроменко, которые уже ушли из жизни, и их соратниками, не говоря уже о Довженко, Хуциева, Тодоровского, Юнгвальда-Хилькевича ... и снова появляется на экране любимая «бригантина» и раздаются знакомые звуки стаканов! Евгений Женин, член правления Национального союза кинематографистов Украины, почетный работник культуры Украины.