Таможня Одессы и области по-прежнему остается лакомым куском для коррупционеров, убежден глава Профсоюза экспедиторов Одесской области Виктор Берестенко.

Правда, по его словам, несколько изменилась структура коррупционной жизни на пунктах пропуска: если раньше основным злом была таможня, то сейчас –  инспекция по карантину растений, ветеринарная служба, экологический контроль. Не отстают и силовые структуры, которые «крышуют» коррупционеров.

«К сожалению, наши правоохранительные органы также преследуют цель – вклиниться в коррупционную составляющую оформления грузов. Происходит борьба между силовыми структурами за патронатство над контрабандными схемами», – подчеркнул Виктор Берестенко.

Важной проблемой, отметил он, является отсутствие временных и операционных нормативов, что позволяет контролирующим органам затягивать решения, что приводит к простаиванию груза. Не стоит оставлять без внимания уровень таможенной бюрократии, который в Украине выше, чем в ЕС. Так, к примеру, количество запрашиваемых документов в Украине в два раза больше, а время для экспортных операций составляет около 30 часов против 10-11 часов в Европе.

Виктор Берестенко указал и на проблемы со стороны Государственной фитосанитарной инспекции по карантину растений.

«Эта структура вместе с сотрудниками Генеральной прокуратуры легализовала коррупционную схему вымогательства денег со стороны субъектов, осуществляющих экспортно-импортные операции», – рассказал  Виктор Берестенко.

В частности, по его словам, суть схемы заключается в монополизации фумигационных услуг со стороны Одесской инспекции по карантину растений, например обработке от вредителей древесины, которая идет на экспорт. Согласно перечню разрешенных средств для фумигации, всего лишь одна компания имеет данные вещества, и она же предоставляет услуги по фумигации. Но по факту, подчеркнул Виктор Берестенко, услуги осуществляются исключительно на бумаге. Указывается, что проведена фумигация, а с субъектов взимается плата, которая в 5-6 раз превышает стоимость оплаты государственной структуры.

«Я два раза встречался с региональными представителями руководства службы, но невозможно доказать человеку его неправомерность действий, если он сам организовывает схемы по вымогательству, – добавил  Виктор Берестенко. – Безальтернативная плата за якобы фумигацию составляет 1800-2000 гривен за контейнер вместо официальных 349 гривен. К слову, фумигант, которым разрешили обрабатывать наши экспортные грузы, опасен. Он запрещен в Европейском союзе. В свою очередь радиологический контроль кладет в карман 5 долл. за 20-футовый контейнер и 10 долл. за 40-футовый. В виде альтернативы субъект может официально заплатить 30 долл. контейнерному терминалу».

Решение создавшейся проблемы эксперт видит в расформировании коррупционных служб и возложении их контрольных функций в автоматическом режиме на другие органы.

Автор: Владимир Пустовит, фото: odcrisis.org

Источник: ИА «Одесса-медиа»