Ко Дню таможни, который отмечают в мире 26 января, мы отправились в первый и единственный музей таможни в Украине, который расположился в частном доме бывшего служащего ведомства – экс­начальника отдела по борьбе с контрабандой Валерия Орловского и нашли здесь немало интересного.

Когда входишь в музей, создается впечатление, что ты попал на настоящий морской корабль. В комнатах, отделенных деревом, на стенах висят спасательные круги, макеты судов, части такелажа, африканские маски, оружие и многое другое.
Собирать коллекцию Валерий Владимирович начал еще в то время, когда был моряком дальнего плавания. Будущий таможенник родился в Ереване в 1947 году. После окончания морского училища он в течение 10 лет плавал на судах Грузинского пароходства, а потом решил сойти на берег. Затем переехал в Одессу. Тогда же поступил на юридический факультет, а после – в 1974 году – пришел на службу в таможню.
– Когда я был молодым сотрудником, то меня очень заинтересовала история таможни, – говорит Валерий Орловский. – С этого времени и начал собирать различные мелочи, связанные с работой.
Так, одним из первых экспонатов коллекции одессита стал ключ, изготовленный в 1912 году, от расположенного в порту главного здания таможни. Есть тут также таможенные фонари и весы 1950­х годов, много пломбираторов, которыми маркировался проверенный груз. На соседнем стенде находится техника контрабандистов по взлому и подделке пломб. Есть в коллекции и знаки с униформы таможенников.

Ожерелье Екатерины Великой
Всего в трехэтажном доме, находящемся в пригородном поселке, собрано более 2,5 тысяч экспонатов. Большинство повествуют о каком­то факте из истории одесской таможни. Например, оригиналы фотографий напоминают о самом громком в СССР деле о контрабанде, связанном с именем Альберта Меликситяна.
– Тогда директор комиссионного магазина в Ереване решил переправить в США украшений и драгоценных камней на пять миллионов долларов, – говорит Орловский. – В Одессе он часто останавливался в гостинице «Черное море», где общался с девушками легкого поведения. Через них о попытке переправить крупный груз узнали в КГБ.
Как говорит Орловский, в последний момент оперативники перекрыли единственный возможный канал контрабанды через границу в порту. Во время досмотра в пробках двух бутылок коньяка таможенники обнаружили две сотни бриллиантов. В багаже и складках одежды у самого Меликситяна нашли несколько украшений и множество золотых монет. Настоящей жемчужиной этой «коллекции» стало изумрудное ожерелье стоимостью 1,7 млн. рублей (59 камней, 45 карат), принадлежавшее императрице Екатерине II.
– Ювелир получил семь лет тюрьмы, а его подельника застрелили в Нью­Йорке через несколько часов после того, как тот сошел с парохода, – вспоминает ценитель истории. – Что касается ожерелья и других драгоценностей, то все они были переданы в московский музей КГБ в Москве, а после развала СССР таинственным образом исчезли.

Иконки «вырывались» на волю
Музей – не музей без грамотного экскурсовода. Хозяин с успехом справляется с этой задачей. У него в запасе много интересных историй. Так, в 1975 году внутри обложки детской книги таможенники нашли несколько десятков отпечатков икон начала XX века. Вывозили литографии для того, чтобы по ним можно было писать за рубежом канонические иконы.
– Изъятое передали в органы и уже забыли про этот случай, но спустя шесть лет эти же иконки конфисковали повторно, – говорит он. – На этот раз они были приклеены пластырем к телу моряка­иностранца. Конфискат снова забрали, а уже в 2013 году я купил эти литографии у одного коллекционера.
Все новые экспонаты владелец ищет сам, иногда дарят друзья. Ранее Орловский уже организовывал музей в Одессе при таможне, но в связи с постоянными реорганизациями ведомства его перевели в Днепропетровск и там совсем забросили. Свой частный музей коллекционер демонстрирует на выездных выставках. Водить экскурсии в доме он не может – элементарно негде развернуться, а теперь надеется, что чиновники помогут ему найти для музея более подходящее помещение.

КСТАТИ

Как попадались

Как говорит эксперт, на одежде, обуви и теле человеке есть около 120 мест для сокрытия контрабанды. Контрафакты обычно проносят в подошвах, каблуках, даже в прическе, при этом найти их порой крайне трудно. Орловский вспоминает, как ему, по воле случая, довелось наткнуться на контрабандиста ювелирных изделий.
– Я проверял багаж и тут он полез в карман за каким­то документом, а когда вытаскивал руку обратно, то оттуда вылетела бирка от сережек, – говорит он. – Упала к моим ногам. Поднял, смотрю стоимость 18 тысяч рублей, сумма по тем временам огромная.
Когда мужчину повели на досмотр, то сразу найти припрятанное не смогли. Лишь после того, как попросили поднять руки, под мышками проверяемого обнаружили прикрепленные к волоскам серьги.
Постоянно попадались в руки таможни т.н. «глотатели» (на одном из стендов показана вся «технология» процесса). Другие предпочитали проносить «добро» в желудке. Их всех проверяли металлоискателем. Если аппарат срабатывал, то человека сразу отправляли «на горшок».

 В доме бывшего таможенника –2500 экспонатов.

Валерий Орловский с 1974 года начал собирать различные мелочи, связанные с работой.

Автор: Денис Корнышев