Ветераны счастливы в браке.
Супруги Лидия Кузьминична и Сергей Гаврилович Павловичевы из Одессы уже 65-й год хранят верность и уважение друг другу – нынешней осенью пара отметит железную свадьбу. «Похоже, эта семья сложилась на небесах», – говорят об одесситах те, кто хорошо с ними знаком. Встретившись в послевоенное время в Ленинграде, Павловичевы выдержали все испытания. Удивительно, что, шагая столько лет рука об руку по жизни, они ни разу не поссорились. Если бы не морщинки, то можно было бы принять старейшую чету горожан за молодоженов – так трепетно они держатся за руки и с нежностью смотрят друг другу в глаза.
Супруги выросли в Ленинграде
На пороге небольшой квартирки дома нас встретила празднично одетая хозяйка. Несмотря на почтенный возраст, Лидия Кузьминична с удовольствием наряжается. В гардеробе модницы – не меньше двух десятков шляпок на все случаи жизни. Старейшая чета – завсегдатаи всех городских мероприятий и театральных постановок. Оба супруга выросли в Ленинграде, но почти полвека их считают своими в Одессе.
– Мы привыкли нести людям радость и праздничное настроение, – признается женщина. – Я всю жизнь пела на сцене, а мой супруг играл на гитаре.
В молодости пенсионерка облачалась в русские народные костюмы и выступала при Доме творчества вместе с тремя сестрами. Кстати, во время одного из концертов ее и заприметил будущий супруг. Тогда шла весна 1949 года, и оба супруга жили в послевоенном Ленинграде. Несмотря на тяжелое время, люди находили повод повеселиться, а однажды ансамбль, в котором выступала Лидия Кузьминична, пригласили на мясомолочный комбинат, где трудился Сергей Гаврилович.
После концерта он передал записочку понравившейся барышне – юноша вывел всего одну строчку: «Жду вас завтра в семь вечера на Невском проспекте».
Встретившись в назначенный день, парочка гуляла весь вечер, а потом ребята еще долго провожали друг друга домой. «С тех пор как будто прикипели друг к другу», – говорят пенсионеры.
А уже 7 ноября сыграли свадьбу. Отгуляли вдвоем в квартире у дальней родственницы – на столе был хвост селедки, кусочек колбаски и бутылка водки. Несколько лет молодожены жили в тесной квартирке у родителей невесты – спали на полу под столом, укрывшись солдатской шинелью. А в 1952 году молодых людей записали добровольцами на предприятие недалеко от столицы. Что именно за предприятие им не сообщили. Об этом они догадались позже. Молодые люди оказались в заснеженном поселении в 450 км от Москвы. В окружении сосен и елей расположились добротные деревянные коттеджи, напоминающие финские домики – как в Швейцарии.
– Не успели мы сойти с трапа, как у въезда в поселок нас встретила машина, – вспоминает Сергей Гаврилович. – Несмотря на то, что на дворе была ночь, сначала повезли в отдел кадров. Там сделали какието отметки и, выдав «подъемные» деньги, постановили временно поселить нас в двухкомнатной квартире с соседями.
Тогда семейная пара решила накрыть стол в честь новоселья для сожителей. Муж отправился в магазинчик, а оказавшись внутри, просто не поверил своим глазам: в то время как в стране царили разруха и голод, в маленьком поселке было полное изобилие продовольствия – рыба, дорогие коньяки, колбасы разнообразных сортов, сыры, икра и прочие изыски.
– Когда я увидел это кремлевское снабжение, то сразу понял, что это за таинственный поселок, куда мы попали, – говорит пенсионер. – А позже мои догадки подтвердились: здесь готовили ядерные установки и атомные бомбы.
Городок, который ныне называется Саров, оказался атомным центром, где размещался институт ядерной физики. Сразу после войны туда съезжались лучшие умы Советского Союза. От «Большой земли» поселение оградили колючей проволокой, и почти восемь лет никто из рабочих не мог выехать за его пределы, только если его не посылали в командировку.
– Родственники искали нас по всей Москве, – говорят супруги. – А когда приезжали по адресу прописки, попадали в поле, где не было ни души. Так почти три года все гадали – уж не Берия ли нас забрал.
Из-за радиации родила инвалида
Павловичевы прожили в ядерном центре 22 года – Сергей Гаврилович занимал должность начальника административнохозяйственного отдела на предприятии, а Лидия Кузьминична, родив первого сына, устроилась товароведом в местный магазин. Через два года муж купил машину «Победу», а потом еще несколько «Волг».
При этом уже спустя несколько лет супруги стали замечать ухудшение здоровья: шутка ли уровень радиации в поселении достигал 16 в норме. С приходом осени зеленые лужайки в поселении густо покрыли крупные грибы, на деревьях появились огромные и сочные ягоды, но город пестрел табличками с надписью «Не срывать!».
– За годы, что мы прожили там, мужу несколько раз меняли кровь, – говорит Лидия Кузьминична. – А у меня от заражения стало отнимать руки и ноги.
Через пару лет у семейства родился второй мальчик Юрий с ДЦП. Повозив 14 лет ребенка по лучшим клиникам Союза, Павловичевы решили переехать в Одессу, где был диспансер для детей с отклонениями. Здесь супругам дали просторную квартиру, оба устроились в литейный цех на предприятие «Полиграфмаш». До 41 года супружеская пара воспитывала инвалида детства, а старший сын, который умер на 55м году жизни, так и не женился изза больного брата.
Трудности сплотили эту семью, и супруги до сих пор держатся друг за дружку. Секретов семейного счастья они не выдают. Главное, говорят Павловичевы – это терпение, уважение и чистота в отношениях.
Лидия Кузьминична и Сергей Гаврилович Павловичевы нынешней осенью отметят железную свадьбу.
Автор: Олеся Мамиенко