Родился ли джаз в Одессе? Именно таким вопросом задались пришедшие в библиотеку Еврейского культурного центра «Beit Grand» одесситы, где вновь состоялись съемки уникальной авторской передачи журналиста Феликса Кохрихта «Диалоги на Нежинской».

В начале встречи ведущий Феликс Кохрихт напомнил, что мнение о том, что джаз родился в Одессе, принадлежит одесситу, легенде джазового мира – Леониду Осиповичу Утесову.

Гостями передачи стали видные фигуры одесского джаза: преподаватель, заслуженный работник культуры Украины, основатель и руководитель учебного процесса на эстрадно-джазовом отделении Одесского училища искусств и культуры им. К.Ф. Данькевича, создатель учебного джаз-оркестра Николай Голощапов; арт-директор джаз- клуба «Регтайм», преподаватель-методист Одесского училища искусств и культуры им. К.Ф. Данькевича, организатор и ведущая джазовых концертов и фестивалей Елена Шевченко; создатель проекта, международного фестиваля, конкурса джазового импровизационного мастерства «Мастер-Джем-Фестиваль» Михаил Фрейдлин, ветеран джазового движения Анатолий Горбатюк, известный одесский джазовый пианист, дирижер Одесского молодежного биг-бэнда, продюсер Алексей Петухов.

Перед тем, как начать разговор о развитии джазовой культуры в Одессе, Феликс Кохрихт и гости передачи поздравили Елену Шевченко с прошедшим юбилеем.

Напомним, ее юбилейный концерт «Время, когда сбываются мечты» прошел 8 ноября в Одесском академическом русском драматическом театре. В рамках концерта-бенефиса выступили: Сергей Терентьев, Юрий Кузнецов, группа «Дюк-Тайм», биг-бэнд под управлением Николая Голощапова, молодые джазовые музыканты и вокалисты Одесского училища искусств и культуры им. К. Д. Данькевича.

«Елена Шевченко – человек особенный. Она хороший хормейстер и музыковед. Помимо профильного образования, она занималась и самообразованием, ведь тогда джазу нигде в Украине не учили… Джаз – это не просто направление музыкального искусства, это нечто между химией, физикой, бытом и целым космосом! Елена Ивановна – это настоящая дама джаза, ведь в нашей сфере в основном творят мужчины. Но и женщины тоже есть, однако равных Елене – нет», – отметил Николай Голощапов.

Он подчеркнул, что Елена Шевченко – отличный импровизатор.

«Она профессиональная ведущая. А ведь словесная импровизация на сцене не многим легче импровизации музыкальной… Джазовый концерт проходит вовсе не так, как симфонический. Здесь номера постоянно сменяются, меняются и артисты. Никогда не знаешь, что тебя ждет. А Елена прекрасно излагает свои мысли, заложенные в памяти, ими она оперирует совершенно свободно», – пояснил заслуженный работник культуры Украины.

Михаил Фрейдин пошутил, что подаст на Феликса Кохрихта в суд за нарушение авторских прав: дело в том, что ведущий передачи назвал Елену Ивановну «леди-джаз», а по утверждению создателя проекта «Мастер-Джем-Фестиваль» в этом именно ему принадлежит право первенства. А если бы известный джазмен Владимир Фейертаг родился женщиной, тогда он без сомнения стал бы конкурентом Елены Шевченко.

«Джаз – это всеобъемлющее искусство. А джаз Лены – это своеобразная кошерность, редкий джаз. Благодаря Елене джазовая культура в нашем городе развивается более стремительно», – считает Михаил Фрейдлин.

С этой мыслью согласился и одесский джазовый пианист Алексей Петухов, подтвердив, что Елена Ивановна – первоклассный, талантливый преподаватель.

«Когда я поступил в училище, я понял, что испытываю некоторые проблемы с теорией, я не умел группировать. Или мне этого в музыкальной школе никто не объяснил, или я не особо стремился к тому, чтобы этому научиться… Елена Ивановна быстро мне все объяснила, и все моментально стало на свои места», – рассказал Алексей Петухов.

Он назвал Одесское училище искусств и культуры им. К.Ф. Данькевича своим вторым домом и заметил, что в своих учениках он вовсе не желает видеть «вторых Петуховых», напротив – он мечтает, чтобы студенты, окончив училище, стали самостоятельными творческими личностями, нашли свое место в музыке.

В этом его поддержал Николай Голощапов, который уверен, что хороший преподаватель должен не «штамповать» учеников, а быть для них примером.

В свою очередь Елена Шевченко охарактеризовала первого лауреата Международного джазового конкурса Алексея Петухова как отличного исполнителя, дирижера, талантливого организатора.

«Алексей Петухов – человек, обладающий необычайно хорошими качествами», – добавил Михаил Фрейдлин, пожелав дирижеру щепотки мощного упорства и властности в работе с оркестром.

В рамках передачи Анатолий Горбатюк представил свою книгу «Хоть джаз и не родился в Одессе…», в которой рассказывается о джазовых музыкантах второй половины ХХ века и о среде, в которой они творили.

«Книга написана доступным, понятным языком. Я с уверенностью могу сказать, что джаз не родился в Одессе, но именно здесь, в этом городе, он прижился на благодатной для него почве и расцвел…», – заметил Анатолий Горбатюк, который подарил экземпляр своего труда библиотеке Еврейского культурного центра «Beit Grand».

Кроме этого он сообщил, что среди представителей одесских властей было очень мало любителей этого музыкального направления, а потому джаз был вынужден существовать в «полуподпольных условиях».

«Мое увлечение джазом началось с кинофильма “Серенада солнечной долины”. Эта картина стала для меня, в хорошем смысле слова, настоящим потрясением! Я тогда учился в классе седьмом-восьмом… Что касается моего образования, то я закончил музыкальную школу по классу аккордеона, в институте у меня появился барабан», – поделился своими воспоминаниями Анатолий Горбатюк.

Кстати, он тоже поздравил Елену Шевченко с юбилеем и даже признался, что тайно влюблен в нее уже много лет.

В свою очередь «леди-джаз» показала гостям передачи фотографии с различных джазовых мероприятий, на которых она была запечатлена с одесскими и мировыми звездами джаза. Также были показаны моменты из рабочих будней Одесского училища искусств и культуры им. К.Ф. Данькевича.

Михаил Фрейдлин выразил беспокойство по поводу судьбы «Мастер-Джем-Фестиваля». Он сказал, что одесские джазмены написали письмо первой леди Украины Марине Порошенко.

«Мы написали, что неплохо было бы оставить этот уникальный для Украины проект. Тем более что он востребован: наш портал посещают люди из 150 стран… Джаз объединяет всех. Джазовые мероприятия – лучший способ дипломатического объединения. Джаз – единая религия, синтез многих видов культур», – убежден Михаил Фрейдлин.

Без сомнения, джазовый код заложен в генах каждого одессита, считает Феликс Кохрихт. Ведь Одесса – многонациональный город, в котором гармонирует такое большое количество самых разнообразных национальностей, культур, религий. Интернациональность – одна из главных черт такого музыкального направления как джаз.

«Джаз – миролюбив. Да, он начал развиваться в качестве музыки-протеста, но, тем не менее, он не призывал на баррикады, разрушать… Именно поэтому для нашей страны важно поддерживать джазовую культуру, которая сейчас нам всем крайне необходима, в это тяжелое время», – высказал свое мнение Николай Голощапов.

Ближе к концу вечера Феликс Кохрихт показал телезрителям книгу американского исследователя, специалиста в области джазовой культуры Фредерика Стара «Красный и горячий».

«Эта книга была подарена мне автором. Он подписал ее для меня и назвал Одессу “городом, где родился джаз”. Да, мы не можем говорить о том, что такое явление как джаз родилось именно в Одессе. Но именно в этом городе, где смешались разные этносы и культуры, джаз укоренился и получил развитие», – подытожил Феликс Кохрихт.

Фото: Еврейский культурный центр «Beit Grand»

Источник: ИА «Одесса-медиа»